Введение

Многих исследователей привлекала фантастическая тема в русской литературе XIX века. Однако она и по сию пору является не до конца изученной и требует особого разговора, так как романтизм и сегодня вызывает множество споров как по своей проблематике, так и по специфическим чертам. Данная тема не утратила своего значения, ибо поиск истины в добре и любви всегда актуален. Для романтиков характерно стремление к совершенству, которое по их мнению не могло быть достигнуто в реальном мире. Противопоставляя мечту действительности, они стремились выразить свое отношение к ней путем создания идеального, а порою и фантастического мира. Именно в мечте романтики и пытались отыскать истину, показывая в своих произведениях победу добрых сил над злыми.

КАК Я ПОХУДЕЛА НА 30КГ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНЕРОВОК
9 часов назад
НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА СВОЮ КОЖУ ТАКОЙ СИЯЮЩЕЙ, КАК ПОСЛЕ...
10 часов назад

Материалом дипломной работы стали исследования известных философов и литературоведов по данной проблеме, а также журнальные статьи ведущих методистов и культурологов: Гуковского Г.А., Томашевского Б.В., Слонимского А.Я., Лотмана Ю.М., Скатова Н.Н. и других. Важно отметить, что тема фантастического в творчестве В.К.Кюхельбекера разработана наименее всего. Ее касаются такие ученые как Тынянов Ю.Н., Семенко И.М., Королева Н.В.

Предметом исследования являются тексты фантастических произведений романтиков: Жуковского В.А., Пушкина А.С., Кюхельбекера В.К.

Цель работы: определить место и значение фантастических мотивов в цикле романтических произведений первой трети XIX века.

Цель исследования определяется следующими задачами:

· представить романтизм как одно из направлений русской поэзии, охарактеризовать его основные черты;

· исследовать романтический период в творчестве поэтов первой трети XIX века, которые внесли существенный вклад в разработку фантастической темы в русской литературе;

· рассмотреть эволюцию фантастического образа в литературе.

При работе использованы описательный и сравнительно-исторический методы.

Новизна работы заключается в попытке рассмотреть, как фантастическая тема представлена не только в поэзии, но и в прозе Кюхельбекера В.К.

Материал, представленный в работе, может найти применение в преподавании литературы в школе как на уроках, так и в других неурочных формах: факультативах, кружковой работе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Материалы работы были апробированы во время педагогической практики в Калганской средней школе в 10 «А» классе.

романтический пушкин фантастический кюхельбекер

Романтические тенденции в литературе первой трети XIX в

Истоки русского романтизма

Романтизм — это сложное художественное явление. Оно как литературно-эстетическое направление сложилось в конце XVIII в. (в Европе) и в начале XIX в. (в России) и получило широкое распространение в искусстве и литературе разных стран.

Романтическое направление как общеевропейское явление было связано с огромными потрясениями, вызванными революционным переходом от феодализма к капитализму. Но в Западной Европе романтизм возникает после буржуазной революции как выражение неудовлетворенности ее результатами со стороны различных социальных слоев. В России же данное направление зарождается в период, когда страна движется навстречу революционному столкновению капиталистических начал с феодально-крепостнической системой. Этим было обусловлено своеобразие в соотношении прогрессивных и регрессивных тенденций в русском романтизме по сравнению с западноевропейским.

Романтическое направление в русской литературе складывалось и развивалось во взаимодействии с романтическим движением, охватившим другие европейские литературы. Оно не могло не обратиться к творческому опыту литератур, ранее вступивших в полосу романтизма.

Развитие романтического направления в литературах Западной Европы и США распадается на три основные стадии: предромантизм XVIII века, романтизм конца XVIII — первой половины XIX вв. и неоромантизм конца XIX — начала ХХ вв. В XVIII веке в философии господствовали идеи рационализма и материализма, а в литературе ведущим направлением был просветительский реализм. Но во второй половине века возникают и распространяются явления сентиментализма и предромантизма, которые принято считать подготовительным этапом собственно романтического искусства. Эстетику романтизма предваряли «предромантические» концепции Э.Юнга, Ж.Ж.Руссо, Г.Гердера и других.

Свое окончательное оформление романтизм получил первоначально в Германии и Англии на рубеже XVIII и XIX вв. «Иенские романтики» (В.Г.Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А.Шлегель, Л.Тик) обосновали принципы данного направления и создали первые образцы романтической литературы. Вслед за ними вступают в литературу «Гейдельбергские романтики», посвятившие себя изучению и собиранию немецкого фольклора.

В Англии романтизм также развивается бурно. Первое поколение английских романтиков представлено творчеством поэтов «Озерной школы»: У.Вордсворта, Р.Саути, С.Колриджа и др. «Озерные» поэты воспевали природу как прибежище от бед цивилизации; они отвергали идею «разумного»познания и переустройства мира, противопоставив ей «смирение», христианскую веру, проникновение в иррациональную природу человека. Вслед за «озерными» поэтами в литературу вступают Д.Байрон и Шелли, с уходом из жизни которых английский романтизм отходит на задний план. Краткая литературная энциклопедия / Под ред. Суркова А.А. — М., 1971. — с.268.

Во Франции, где у истоков романтизма стояли де Сталь, Шатобриан, Сенанкур, Констан, зрелые формы романтического искусства складываются лишь к началу 30-х гг., т.е. к тому времени, когда в Германии и Англии романтизм в основном себя исчерпал.

Широкое изучение творчества романтиков США (Ирвинг, По, Купер), Италии (Фоскало, Леопарди), Испании (Ларра, Соррилья) и ряда других стран, привлечение материала литературной истории русского романтизма позволило исследователям прийти к выводу о неоднородности развития романтизма.

При характеристике романтического метода необходимо помнить об идеале художника (мысленный образ должной жизни), который реализуется только в художественных образах. Это позволяет характеризовать его в логических понятиях. Определение художественного метода не может быть связано с непосредственным содержанием как концепции мира, человека и искусства, так и идеала художника, а основывается на выявлении общих принципов их соотношения с действительностью. С этой точки зрения можно говорить об общем соотношении идеала и действительности у романтиков.

В основе романтического художественного метода лежит романтическое двоемирие — ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Для романтиков идеал — это нечто бесконечное, абсолютное, прекрасное, при этом таинственное, в то время как действительность представляется им низкой и преходящей. Из абсолютности идеала вытекает, что наряду с типизацией через исключительное романтики утверждают типизацию как абсолютизацию. Эти типизации отразили новое понимание человека как малой вселенной, микрокосмоса, особое внимание романтиков к человеческой душе как сгустку противоречивых мыслей, страстей. Отсюда развитие принципа романтического психологизма.

ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
6 часов назад
UNTOXIC УНИЧТОЖАЕТ ПАРАЗИТОВ И ВОССТАНАВЛИВАЕТ ОРГАНИЗМ
9 часов назад

Романтики дают свою типологию характеров, разделив людей на тех, кому доступен идеал, и тех, кому он недоступен. Противопоставление поэта толпе, героя-черни, индивидуума — обществу, не понимающему его, — характерная черта романтической литературы.

В эстетике романтизма большую роль играет тезис о том, что действительность относительна и преходяща. Отсюда — лозунг: прекрасно то, что не соответствует действительности, фантастично. Европейские романтики разрабатывают фантастические жанры, разрушают классицистический принцип чистоты жанров, смешивая трагическое и комическое, возвышенное и обыденное, реальное и сказочное на основе контраста, который является одним из главных признаков романтического стиля.

Бесспорно, западноевропейский романтизм оказал заметное влияние на формирование и развитие романтизма в русской литературе первой трети XIX в. На раннем этапе развития русского романтического направления большая популярность выпала на долю английского предромантизма. Такова «поэзия ночи и могилы», образцы которой были даны «Ночными думами» Юнга и «Сельским кладбищем» Грея. Кроме этого, широкий успех имели «Песни Оссиана» — подражания английского поэта Макферсона старинной кельтской народной поэзии. В песнях Оссиана раскрылся неведомый мир «северной» поэзии с его суровой героикой и таинственными туманами. История русской литературы XIX в. (первая половина) / под ред. Соколова А.Н.- М., 1970.- с.69. Оссианизм нашел отражение в поэзии Державина, Карамзина, Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина и др.

Позднее началось увлечение сначала Д.Байроном, затем В.Скоттом. Русские романтики обращаются к художественному творчеству немецких писателей романтического направления (Горман). После 1825 г. начинается пропаганда французского романтизма, в особенности Гюго.

Быстрое восприятие и освоение романтической поэтики в России начала XIX в. стало возможным потому, что в русской литературе XVIII в. уже совершился процесс рождения новых художественных взглядов, требований к искусству, процесс, который на рубеже XIX в. завершился формированием новой художественной системы, получившей название романтизма.

Предпосылки романтизма наметились еще в сентиментализме. Интерес к человеческой личности и ее внутреннему миру, культ чувств, психологизм и субъективизм создавали благоприятную почву для грядущего русского романтизма. Тенденции романтического направления можно усмотреть и в просветительском течении русской литературы. Если от Карамзина идут нити к Жуковскому, то традиции Радищева у поэтов-просветителей начала XIX в. найдут продолжение у поэтов-декабристов.

Следует отметить, что именно в 50-е годы XVIII в. в России начинает формироваться и развиваться идея самобытного происхождения поэзии (Тредиаковский, Сумароков). А спустя несколько лет начинается публикация произведений народного творчества — сказок, былин, песен, основы для создания подлинно народной литературы. Затем это было подхвачено романтиками.

Кроме этого, источники романтической настроенности и романтического искусства следует искать в войне 1812 года, в ее последствиях для русской жизни.

Первая волна русского романтизма была обусловлена событиями 1812 г. и их последствиями; она породила романтическую поэзию В.А.Жуковского и поэзию декабристов, а также романтическое творчество А.С.Пушкина.

Вторая волна романтического направления наступает после катастрофы «14 декабря 1825 г.» В результате в русской поэзии появляется бунтарский романтизм М.Ю.Лермонтова и философский романтизм любомудров и Ф.М.Тютчева.

Выше уже говорилось о том, что русский романтизм был непосредственно связан с европейским романтическим движением. Однако следует отметить, что данные направления отличны друг от друга. Главные отличия русского романтизма от европейского сводятся к двум пунктам: отношению к мистике и мистическому в искусстве и роли в нем индивидуального, личностного начала. Так, приверженность немецких романтиков к мистическому ведет их к увлечению всем необычным, чудесным, ужасным — всем тем, что выходит за пределы обыденного. Немецкий романтизм мог привлекать русских романтиков порывам к тайне, тягой к глубине, но не своей мистикой. В своей поэзии и своей эстетической теории русские романтики были более «реалисты», нежели немецкие.

Другое отличие русских романтиков от европейских заключается в ослабленном в русской романтической поэзии индивидуальном, личностном начале (исключение составляет М.Ю.Лермонтов). Г.А.Гуковский в своей книге «Пушкин и русские романтики» говорит об историческом отличие русского романтизма от западноевропейского. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.- с.15.

Романтизм на Западе явился откликом на буржуазную революцию во Франции. Россия не пережила в то время буржуазной революции даже в отраженном виде. Однако русская интеллигенция была втянута уже в начале XVIII столетия в общеевропейское движение идей и социально-политических течений. Отсюда — яркое выражение и в ее сознании романтических настроений послереволюционной поры. В то же время русская передовая интеллигенция, пережив идейное завершение западной революции, пережила в 1800-1820-х годах свой революционный подъем; она еще только двигалась к своей попытке революции (декабристской). Отсюда — особые черты русского романтизма, более оптимистического, активного, наступательного чем западный. Отсюда и то, что в русском романтизме мы не наблюдаем в 1800-1820-е годы безнадежного трагизма «мировой скорби».

Итак, все вышеперечисленные признаки романтизма можно свести в следующую таблицу:

Основные признаки романтизма

Противопоставление мечты действительности

Мир — дисгармония; человек неудовлетворен в этом мире. Отсюда концепция двоемирия: презрение к тому, что здесь и устремление к тому, что там (мир мечты)

«Собственно романтический герой»

Человек исключительный, с сильными неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие

Разрушение классицистических канонов; утверждение многообразия художественных форм, творческой свободы; народность и историзм

Народность — соответствие колориту места и времени, как отражение национальных особенностей народа

Либо нереальное (фантастическое), либо особое место (например, Крым, Волга)

Слова-символы: мечта, идеал, свобода, любовь; психологизированные эпитеты: смятенная любовь, тревожная дума

НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА СВОЮ КОЖУ ТАКОЙ СИЯЮЩЕЙ, КАК ПОСЛЕ...
9 часов назад
ЧЛЕН ВСТАЕТ ЗА 30 СЕКУНД, СЕКС ДЛИТСЯ 3 ЧАСА...
6 часов назад

Читайте также