Символизм в литературе

Мода на символизм привела к появлению огромного самостоятельного движения в России. Узнаем, как наше течение отделилось от европейского и стало самостоятельным.

ЭФФЕКТИВНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ УДАЛЕНИЕ ЛЮБЫХ ПЯТЕН
8 часов назад
ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЗА 1999, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АКЦИИ
9 часов назад

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Теперь поговорим о символизме в России. Начнем со старших символистов.

❗️ Главное отличие русского символизма от французского — в идеологическом масштабе. В России к поэтам присоединились философы, мистики, теоретики искусства, да и у самих поэтов были философские амбиции.

🇫🇷 Во Франции слово «символизм» было способом объединить под одним термином новых поэтов, не вписывавшихся в традицию. В России символисты рассчитывали на осознанное, программное преобразование искусства.

📚 Не меньше, чем чтение Верлена и Малларме, на них повлияло чтение новых, неклассических философов — в первую очередь Ницше. Огромное значение для них имела философия Владимира Соловьева (который первых символистов не принял категорически) и разнообразные мистические учения.

Что общего у этих идей?

➖ Вселенский масштаб.
➖ Желание сразу полностью переписать то, как мы понимаем человека, вселенную.
➖ Неприязнь к прагматичности цивилизации XIX века.
➖ Поиск основ для постхристианской культуры или обновления христианства.

📜 Русский символизм не был ориентирован только на западную литературу и активно искал предшественников в русской традиции. Ближайшие его предтечи — русские поэты второй половины XIX века: Фет, Полонский, Фофанов, Случевский. В некоторых символистах (Федоре Сологубе, Андрее Белом) можно видеть наследников Гоголя и Достоевского.

🌓 Русские символисты разделились на «старший» и «младший» символизм — это скорее два лагеря, чем два поколения, и в 1900-е оба были актуальны. Они очень непохожи — это хорошо видно на схеме, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге «Русский символизм» (стр. 13).

Схема, которую предложил А. Ханзен-Леве в книге «Русский символизм»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

История русского символизма (и дальше всего Серебряного века) — это история издательских проектов. Давайте узнаем, какие журналы выходили в то время.

📘 Все началось с выхода в 1894 году сборника под названием «Русские символисты». Никаких русских символистов как группы в это время еще не было: сборник придумал, составил, и написал под разными псевдонимами большую часть стихотворений один двадцатилетний Валерий Брюсов.

🗣 Первые реакции были резко негативными и язвительными, но риск оправдался. За два года вышло три таких альманаха, и к полувымышленному движению стали присоединяться реальные молодые авторы.

📇 Основной площадкой для манифестов, программ, споров о новом искусстве и публикации новаторских произведений стали литературные журналы.

🗞 В Петербурге к 1895 году молодые декаденты «захватили» журнал «Северный вестник», и рупором символизма в литературе и других искусствах стал журнал «Мир искусства» (1898-1904).

📙 Но настоящим прорывом символизм обязан меценатам — Сергею Полякову и Николаю Рябушинскому. Поляков создал издательство «Скорпион» в 1899 г. (просуществует до 1916), объединившее москвичей и петербуржцев. «Скорпион» издавал книги символистов и переводы близких им по духу западных авторов.

📗 В 1904 г. «Скорпион» стал издавать ежемесячный журнал «Весы», которым руководил Брюсов. При поддержке Рябушинского выходил журнал «Золотое руно», который в 1907 году стал полем раздора между старшими и младшими символистами и переориентировался на новое поколение.

📤 Коммерческого успеха модернистская литература никогда не имела, проект держался на личной увлеченности спонсоров. Но в итоге оказалось, что почти вся новаторская и оригинальная русская литература так или иначе прошла через декадентские журналы.

НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА СВОЮ КОЖУ ТАКОЙ СИЯЮЩЕЙ, КАК ПОСЛЕ...
9 часов назад
ПОХУДЕТЬ БЕЗ ДИЕТ? ТЕПЕРЬ ЭТО РЕАЛЬНО!
7 часов назад

Обложки журнала «Мир искусства» (1898–1904)

Обложки журнала «Весы» (1904–1909)

Узнаем особенности поэзии старших символистов, какие темы она затрагивала и раскрывала.

👥 У старшего поколения нет однозначного лидера-гения. Брюсов был лидером литературного процесса, но в истории литературы старшие символисты остались скорее как ряд равноправных авторов, из которых читатели выбирают близких себе.

❓ Что у них общего?

🗣 В предисловии к «Русским символистам» Брюсов писал:

«Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».

Это настроение, как правило, — уже знакомая нам меланхолия, тоска или смятение героя, который остро чувствует невозможность самореализации.

🔥 У Брюсова, правда, бывает заметно, что влияние действительно меланхоличных Малларме или Метерлинка вступает в противоречие с его собственным яростным темпераментом. Все воспоминания о Брюсове-человеке — властном, контролирующем, упорном «труженике» — подсказывают, что декадентские интонации у него будут звучать иначе, чем у коллег.

📖 И как переводчик Брюсов склонен спрямлять оригинал, объяснять, делать более однозначным. Вот стихотворение о муках нереализованности, по теме близкое к Малларме:

Мучительный дар

И ношусь, крылатый вздох,
Меж землей и небесами.
Е.Баратынский

Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больных ожиданий.

Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий.
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.

Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред небом преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны!

🔤 Блуждающий и томящийся герой у Брюсова все же не избегает уверенно повторять «я», «мои», «мне». Он, конечно, ближе к романтическому герою, хотя и попавшему в символистский сюжет.

🌀 Только в начале второй строфы в текст врываются типично символистские странности: нездешний мир, мифические чудовища — и многоточие, которое смягчает чеканный ритм всего текста.

🔎 Читатели сразу заметили «эгоцентричность» старших символистов. Одиночество, изоляция, фиксация на потоке собственных ощущений создают впечатление замкнутого внутреннего пространства.

❤️ Но в символистском тексте всегда будет понятно, что речь не о трагедии отдельной необыкновенной личности, а об универсальном человеческом состоянии: не «необыкновенный я одинок среди обычных людей», а скорее «я, как и каждый человек, обречен на одиночество и потерянность».

КАК УСИЛИТЬ ЯРКОСТЬ ОРГАЗМА ДО 10 РАЗ
7 часов назад
КАК УСИЛИТЬ ЯРКОСТЬ ОРГАЗМА ДО 10 РАЗ
9 часов назад

Читайте также