Символизм – в европейском искусстве конца XIX – начала XX веков модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений. Символизм появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы.


Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы.
Старшие символисты. Русский символизм заявляет о себе в первой половине 1890-х годов. Дмитрий Мережковский и его супруга, Зинаида Гиппиус, находились у истоков символизма в Петербурге, Валерий Брюсов – в Москве.
В Москве сборники «Русские символисты» издаются за счет авторов и встречают «холодный прием» критики; в Петербурге уже в конце века действуют «Северный вестник», «Мир искусства».
Самыми читаемыми, самыми звучными и музыкальными стихами на раннем этапе русского символизма стали произведения Константина Бальмонта. Уже в конце XIX века К. Бальмонт наиболее отчетливо заявляет о свойственном символистам «поиске соответствий» между звуком, смыслом и цветом.
Младосимволисты (второе «поколение» символистов). Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьев , А. Белый , А. Блок , и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский , ученый Вячеслав Иванов , музыкант и композитор М. Кузмин . В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашенный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.
В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня» Вяч. Иванова, – знаменитая квартира на углу Таврической улицы.
В Москве 1900-х годов авторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов. В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания – «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, Константин Бальмонт, Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы: Федор Сологуб, А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т.д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма.
Акмеизм или адамизм (от греч. akme – вершина, пик, максимум, цветение, цветущая пора) – модернистское течение в русской поэзии начала ХХ века, провозгласившее, в противовес символизму, изысканную материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства для искусства»).
Название литературного течения, по свидетельству А. Белого, было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов, Николай Гумилев подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов» , центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Н.С. Гумилев («Наследие символизма и акмеизм», 1913), С.М. Городецкий («Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913).
Акмеизм утвердился в художественной практике его основателей, а также в творчестве О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой, Г.В. Иванова, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, М.А. Зенкевича.
В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако ее воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одаренный и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» – литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.
Русский футуризм – в европейском искусстве начала ХХ века авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства.
Основные черты футуризма:
· бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
· отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
· бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;


· поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка .
История возникновения. Родоначальниками русского футуризма считаются « будетляне », члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» ( Велимир Хлебников , Алексей Крученых , Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , Василий Каменский , Бенедикт Лившиц ), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощечина общественному вкусу» . Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности» и формулировал 4 права поэтов:
1. На увеличение словаря поэта в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
Расцвет. Самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов была «Гилея». Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма ; в его рамках появилась заумная поэзия , изобретенная Хлебниковым и Крученых.
Кроме того, существовали эгофутуристы во главе с Игорем Северяниным (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Исчезновение. С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств) , распавшегося к концу 1920-х.
Одним из представителей акмеизма был
К представителям футуризма нельзя отнести
Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее, – это черты
К поэтам-акмеистам нельзя отнести
С деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись Н.С. Гумилев и С.М. Городецкий, тесно связано становление
К младосимволистам относят
Модернистское течение в русской поэзии начала ХХ века, провозгласившее изысканную материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства для искусства»), – это
К старшим символистам относился
Серебряный век русской литературы начинается одновременно с зарождением в ней

