§ 1. Возникновение и развитие романтизма в Европе


Романтизм пришел в русскую литературу из западноевропейских стран, и первоначально это слово имело совсем не тот смысл, какой имеет сейчас. Романтизм, точнее прилагательное «романтический”, относилось к определенному жанру — роману. Романом же называли произведения, написанные на одном из языков романской группы, например, на французском. Поэтому, когда слово «романтизм» уже не связывалось исключительно с романом, оно стало обозначать литературно-художественное направление, которое в первую очередь относили к западноевропейской литературе.
Романтизм пришел из романских стран, здесь была его родина, скрывались его глубокие корни, уходящие еще в рыцарскую поэзию, в творчество трубадуров и миннезингеров — средневековых стихотворцев, певцов любви.
Одно из первых явлений романтизма — иенская школа в Германии. В Германии, в Иене маленьком университетском городке— в конце XVIII — начале XIX в. жили и работали талантливые, разносторонне образованные люди: литераторы — братья Август и Фридрих Шлсгели, Людвиг Тик, поэт и философ Фридрих Шеллинг. В это время в соседней Франции происходили бурные революционные потрясения, которые в тихом Иене отзывались по- своему: страстными спорами, философскими и художественными исканиями, которые помогли выработке нового направления в искусстве. Шеллинг писал о той поре: «Прекрасное было время. Человеческий дух был раскован, считал себя вправе спрашивать не только о том, что есть, но и о том, что невозможно».
Одновременно с иенской школой в Англии возникла другая ветвь романтизма — «озерная школа” поэтов. К ней относились поэты Уильям Вордсворд. Сэмюэл Колридж, Роберт Саути. Они предпочитали жить не в шумных городах, а в живописном краю озер (отсюда и название этой поэтической школы). Кстати, это один из признаков романтизма, который противопоставлял цивилизации природу, простой уклад жизни, естественные человеческие отношения.
Романтизм одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII — первой половины XIX в., получившее всемирное распространение. Слово романтизм» на рубеже XVIII — XIX вв. становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму. Романтизм стал высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам. Его основная социально-идеологическая предпосылка разочарование в результатах Великой французской революции и буржуазной цивилизации. Протест против бездуховности и эгоизма, пошлости и прозаичности общественных отношений, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантнзме, обрели у романтиков особую остроту.
Энтузиазм, основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления характерные особенности романтического жизнеощущения. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании мира, а о целостном разрешении всех его противоречий. Разлад между идеалом и действительностью. характерный и для предшествующих литературных направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия.
Герой романтизма осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть понятым и принятым. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни загадочных и непостижимых сил, о необходимости подчиняться судьбе (представители «озерной школы» Шатобриан, Жуковский), в творчестве других преобладали настроения борьбы и протеста против существующего в мире зла (Байрон, Шелли, Мицкевич, Лермонтов).
Романтики открыли необычайную сложность, индивидуальность и глубину духовного мира человека, необходимость смотреть на мир сквозь «призму сердца”. Романтический герой — яркая, исключительная личность, не удовлетворенная окружающим миром, стремящаяся к свободе, преодолению препятствий. Один из основных признаков романтизма — доминирование субъектив ного над объективным, стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность. Отвергая повседневную действительность как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекала фантастика, народные предания, минувшие исторические эпохи, экзотические картины природы.
быт и нравы жителей далеких стран и народов. Низменной материальной жизни они противопоставляли возвышенные страсти, романтическую концепцию любви. Романтические произведения очень поэтичны, проникнуты лиризмом, ведь главное в них не само событие, а его восприятие, чувства, эмоции, состояние души.
Эпоха романизма ознаменовалась обновлением художественных форм, созданием жанра лиро-эпической поэмы, исторического романа, фантастической повести; необычайного расцвета достигла лирика. Романтики в своих произведениях смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и комическое, тяготели к фантастике, сатирическому гротеску, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии, проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение и синтез искусств.
Начиная с 40-х годов XIX в. романтизм в европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Однако лучшие образцы романтизма навсегда вошли в мировую литературу, обогатив национальные стили. Традиции романтизма остаются действенными на протяжении
XIX в., обретя новые импульсы и силы в конце XIX — начале
XX в. в русле неоромантизма. В дальнейшем традиции романтизма были переосмыслены в ряде литературных течений: символизме, экспрессионизме, социалистическом реализме, сюрреализме и т. д. Важнейшая заслуга романтизма заключается в том, что глубоким проникновением во внутренний мир человека он подготовил почву для возникновения реализма, ставшего на многие годы ведущим направлением в литературе.
§ 2. Романтизм в русской литературе
Зарождение романтизма в России связано с общественноидеологической атмосферой — общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 г., формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Все это обусловило становление и особый характер романтизма поэтов- декабрнстов (К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, Л. И. Одоевского и др.), чье творчество проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы. В их поэзии многие общеромантические мотивы — любовь к родине, бегство на чужбину, разлад с действительностью, поиск смысла и цели жизни — социально заостряются, конкретно мотивируются.
Своеобразие романтизма в России определялось и особенностями развития русской литературы как художественного явления в
начале XIX в. Одной из них было совмещение различных течений и направлений, которые в других странах переживались поэтапно. При зарождении русского романтизма в конце Х\ III нервом десятилетни XIX в. этот процесс дал необычайно тесное переплетение предромантическнх тенденций с тенденциями классицизма и Просвещения, переоценка всесильной роли разума, культ природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистскон упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом. Затем, уже на стадии собственно романтизма, произошло сближение и синтез различных черт, формирование нового направления в литературе.
Развитие русской романтической лирики привело к образованию ярких стилей поэтов-романтнков, в творчестве которых по- разному выражалось противостояние окружающему миру. Если предромантизм отдавал предпочтение в основном элегии, то романтизм стал толчком для развития других форм лирики — пейзажной, медитативной, балладной, философской. Этим, однако, не исчерпывается все многообразие обликов, позиций и тонов, проявившееся в романтической поэзии, особенно в лирике Пушкина, Баратынского, Тютчева, представлявших собой высшие достижения романтизма и русской литературы в целом.
Однако резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением лироэпического жанра романтической поэмы (поэмы Пушкина, Лермонтова, Рылеева и др.). Восходя к поэмам Байрона, русская романтическая поэма развила оригинальную систему поэтических принципов — описание судьбы центрального персонажа как эпического процесса дублировалось выражением авторской позиции. При этом подчеркивалось право художника отступать от исторической правды. Поэма сыграла в русском романтизме важную роль, оказав определенное влияние на развитие романтической прозы (Н. А. Полевой, А. А. Бестужев- Марлинский, Н. Ф. Павлов) и драматургии (А. С. Хомяков, позднее М. Ю. Лермонтов).
Романтизм и романтика
Романтика мировоззрение, в котором существенная роль отводится мечтам, стремлению к идеалу, высшим духовным ценностям, предполагает критическое отношение к жизни. В этом смысле говорят о романтических сторонах самой деист вительности — о романтике подвига и борьбы, о романтике тру да и вдохновения, о романтике любви и творчества. Романтиче ское отношение к жизни получило двоякое воплощение в произведениях литературы и искусства. Романтика может стать непосредственно предметом изображения, отразиться в созда нии характера романтического героя. Необходимо различать таким образом романтику в жизни, ее воплощение в искусстве и романтизм как определенное литературно-художественное направление.


1. Когда и где возник романтизм как литературное направление?
2. Какие школы романтизма существовали в Европе?
3. Чем отличались представители иенской и «озерной» школ?
4. Назовите общие черты романтизма и сентиментализма.
5. Чем отличался романтизм от классицизма?
6. Назовите основные признаки романтизма как нового направления и литературе.
7. Назовите немецких и английских писателей-романтиков.
8. Каким вы представляете себе романтического героя?
9. Какие художественные формы стали ведущими в эпоху романтизма?
10. Каков сюжет романтического произведения?
11. Каков» роль пейзажа в романтических произведениях?
12. Когда зародился романтизм в России?
13. Какие общественно-политические события оказали влияние на развитие романтизма?
14. Чем отличался русский романтизм от общеевропейского?
15. Назовите представителей романтизма в России.
16. Какие лирические жанры стали развиваться при романтизме?
17. Какой лиро-эпический жанр стал основным для эпохи романтизма?
18. Кто стал основоположником русского романтизма?
19. Расскажите о двух направлениях русского романтизма.
20. Напишите сочинение-размышление на тему «Романтика и романтизм».
Ключевые понятия: романтизм, романтическое двоемирие, романтический герой, романтическая поэма, духовный мир человека, пейзажная лирика, вольнолюбивая лирика, философская лирика, лиро эпическая поэма, романтическая проза

