Поэты-футуристы

Футуризм (от латинского футурум – будущее) – течение авангардного искусства 1910-х – начала 1920-х годов. Уже из названия ясно, что оно подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Футуристы ставили перед собой цель разрушить старую литературную традицию и сформировать новую эстетику. Они отказывались от символистической недосказанности и первыми в отечественной культуре провозгласили искусство «для масс». Поэты-приверженцы футуризма, нестандартно мыслящие талантливые личности, подчёркивали ускорение темпа жизни, всесмерно приветствовали индустриализацию среды как приметы новой, грядущей эры.

МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
10 часов назад
МОЩНАЯ ЭРЕКЦИЯ 24 ЧАСА ПОСЛЕ ПРИЕМА...
9 часов назад

Становление футуризма относится к 1910 году и выходу программного сборника «Садок судей». Футуризм, как и его типичные представители, не был однородным, однозначным: в нем существовали разные направления и группы.

Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967) относится к радикальному крылу футуристов. Его без преувеличения можно назвать крестным отцом, основоположником и «пиар-менеджером» этой группы, открывателем таланта В. В. Маяковского. Творческое кредо Бурлюка – разрушение старого искусства, отрицание гармонии, предельная деэстетизация творчества и примат формы, а не содержания.

Этот «жирный человек», как назвал его Владимир Владимирович, обладал колоссальной работоспособностью, живым характером и неиссякаемой энергией. Даже искусственный глаз он сделал частью своего стиля. В 1911 – 1914 г.г. учился вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Явился соавтором и вдохновителем футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу».

После революции, боясь преследований за связи с анархистами, эмигрировал. Осев в Нью-Йорке, Бурлюк неожиданно развил активность в просоветски ориентированных группах и даже написал хвалебную поэму к 10-летию Октябрьской революции. Одно время издавал эмигрантскую газету, а затем ушел в живопись. Ирония судьбы состояла в том, что в зрелом возрасте Бурлюк вполне оценил русскую классику. Во время Второй мировой войны он создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944) – ее иногда именуют бурлюковской «Герникой». Когда это стало безопасно, стал с удовольствием посещать СССР.

Северянин (Лотарёв) Игорь Васильевич (1888 – 1941) – яркий представитель эгофутуризма, умеренного течения футуризма, для которого характерны размещение в центре творческого процесса собственного «эго», демонстративное себялюбие, самоирония, самопародия и рафинированность ощущений.

Переживший бешеную популярность Игорь Васильевич относился к собратьям по перу снисходительно, он примыкал к группе футуристов лишь около года, в течение которого совершил множество турне по России, соревнуясь в мастерстве с Маяковским. Доходчивая музыкальность его поэзии при всей ее вычурности выгодно отличалась от колющих фирм молодых ретивых футуристов-реформаторов. Во время гражданской войны оказался в Эстонии, сначала гастролировал, затем вел полунищенское существование и писал автобиографические романы.

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930) – русский и советский поэт, самый известный представитель кубофутуризма, поднявший на знамя идеи бунта и свободу самовыражения. В его творчестве преобладает противопоставление героя обыденности.

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой и даже вступил в РСДРП. Долго не мог выбрать между живописью и поэзией. С Бурлюком познакомился в училище живописи и быстро вошел в творческий круг футуристов. Раннее творчество Маяковского экспрессивно и метафорично. У Маяковского что ни строка, то новый образ. Для него характерны использование новых композиционных и графических эффектов, эксперименты с фигурным расположением строф.

После 1917 года Маяковский стал много писать; за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы; за двенадцать послереволюционных лет – одиннадцать томов. По сути Маяковский – трагический поэт, и только на этом пути он создавал гениальные вещи. Несмотря на эпатаж молодых лет, темы смерти и вечной неразделенной любви – центральные в его творчестве. В нем в последние годы в полную силу проявился драгоценный дар доброты, нежности, душевного тепла, о которых мало известно.

ПОХУДЕТЬ БЕЗ ДИЕТ? ТЕПЕРЬ ЭТО РЕАЛЬНО!
9 часов назад
СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДЛЯ ТВОИХ РЕСНИЦ
10 часов назад

Маяковский – трагическая личность: оптимисты не ставят последнюю точку в своей жизни таким образом, как сделал это он. Очевидно, он переживал глубокий творческий кризис. При жизни никто не оценил подлинного масштаба Маяковского.

Хлебников Велимир (Виктор) Владимирович (1885 – 1922) – самый необычный даже среди необычных футуристов, это настоящий русский дервиш и председатель земного шара». Особенно активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка; как и Бурлюк, предлагал создать новый универсальный язык. Для его творчества характерны многочисленные неологизмы, так называемое «сопряжение корней» или «скорнение».

Первые известные литературные опыты Хлебникова относятся к 1904 году. Необычные стихи Хлебникова, человека не от мира сего, читали с интересом, но издавать не торопились. Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство. Встроиться в советскую действительность у него не было никакой возможности. В редакциях косились на человека, носившего свои стихи в наволочке. Поэт не мог ходить на службу, как все, и много путешествовал. Влияние Хлебникова на развитие русского авангарда переоценить невозможно.

Крученых Алексей Елисеевич (1886 – 1968) – художник, издатель и теоретик стиха. Яркая личность, провокатор и «эпатажник», «заводила», генератор идей группы футуристов. Его авторские сборники 1912 года – «Помада», «Поросята», «Взорваль». Творческое кредо Крученых – деформация языка и грамматики, нагромождение слов текста друг на друга, подчинение смысла сиюминутным чувствам, отказ от синтаксиса и строфики. Разрабатывая оригинальную стиховедческую концепцию «сдвигологии», Кручёных дальше всех футуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стремление к грубой хаотичности, к отвратительному, к дисгармонии и антиэстетизму.

С 1930-х годов отходит от литературы и живёт очень стесненно – только продажей редких книг и рукописей. Среди них он и умер. Совсем один, оставшийся незамеченным властями.

Асеев Николай Николаевич (1889 – 1963) – деятель русского футуризма, русский советский поэт, переводчик и сценарист. Начал публиковаться в детских журналах. Первый сборник Асеева «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символизма. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в его сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915).Формированию таланта Асеева способствовало творческое общение с В. В. Маяковским, но в отличие от него, Асеев отказался от экспериментов молодости, отошел от идеалов футуризма, отлично устроился в жизни и даже, подобно Пастернаку, выработал собственный, индивидуальный стиль. Асеев избежал призыва в армию и гармонично вписался в идеологические рамки советской действительности, жил примерным семьянином в московском «Доме писательского кооператива», где установлена посвященная ему мемориальная доска. Удостоен Сталинской премии первой степени, тем не менее с воодушевлением воспринял хрущевскую оттепель.

Каменский Василий Васильевич (1884 – 1961) – поэт, художник и прозаик, устремленный ввысь «человек и аэроплан». С 1904 года – сотрудник газеты «Пермский край», где и публикует свои стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. С 1908 года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где и познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами. Некоторое время Каменский был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI».

В 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе кубофутуристов и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями. Особый интерес представляет «железобетонная» поэма Каменского «Константинополь» 1914 года – синтез изобразительной графики и слова.

С восторгом принял революцию. Вел культработу в Красной армии. Работал с Мейерхольдом. Большим успехом в СССР пользовалась патриотическая поэма Каменского «Емельян Пугачёв». Удостоен Сталинской премии.

Как и все в этом мире, со временем футуристическая концепция устарела. Культурный нигилизм отошел в тень. Довольно лихо отработав язык поэзии как материал, футуристы (те, кто благополучно дожил до старости) вынуждены были признать, что задача искусства – все же не эпатаж, не бравада, а преобразование временного в вечное.

ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ СТАРЕНИЕ И УБРАТЬ МОРЩИНЫ
7 часов назад
ПОХУДЕТЬ БЕЗ ДИЕТ? ТЕПЕРЬ ЭТО РЕАЛЬНО!
7 часов назад

Читайте также