Методическая копилка учителя русского языка и литературы

Образовательная: познакомить с понятием «конфликт», « внутренний конфликт», показать внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского, продолжить анализ характера литературного персонажа.

ДО 100000 РУБЛЕЙ ПОД 0% ВСЕМ, ОДОБРЯЕМ И ТОЧКА!
10 часов назад
ЭФФЕКТИВНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ УДАЛЕНИЕ ЛЮБЫХ ПЯТЕН
8 часов назад

Развивающая: Совершенствовать формирование системы представлений, ценностных ориентаций, обеспечивающих учащихся возможностью жить в качестве полноправного члена общества, развитие творческих способностей учащихся.

Конфликт – это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой, несколькими группами.

Конфликт – не прихоть и не признак плохого воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи – то интересы, желания, мнения.

Внутренний конфликт -борьба между чувством и долгом — важный способ раскрыть сложность, противоречивость человече­ ского характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

— Какие характеры мы можем назвать реалистическими? Сегодня мы сосредоточим внимание на главном герое романа. Кого вы считаете главным героем? Почему?

— Что происходит между Дубровским и Троекуровым? ( они вступают в конфликтные отношения друг с другом)

· Немецкий филолог, языковед Вильгельм Гумбольдт отметил, что для человека нет ничего более интересного, чем люди. Мы ежедневно общаемся с людьми, взаимодействуем с ними и пытаемся сделать выводы о поведении окружающих. Человек до сих пор остаётся самой сложной и неопознанной загадкой, а значит, поговорка «чужая душа – потёмки» ещё долго останется актуальной. Мы разные, и при несовместимости характеров наступает конфликт. Так что же такое «конфликт»? Научное определение конфликта: конфликт – это столкновение несовместимых противоположных интересов, устремлений, потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой, несколькими группами.

Конфликт – не прихоть и не признак плохого воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи – то интересы, желания, мнения. Конфликт возник потому, что в твоих отношениях с другим человеком появилось разногласие, а может быть, — противоречие. Возможно, вы оба претендуете на роль лидера в группе или внимание и дружбу одного человека. Или ваши взгляды на то, как нужно поступить в конкретной ситуации, оказались диаметрально различными.

— Ребята, сейчас мы попытаемся с вами поработать с конфликтом. Лучше, если мы будем работать с конфликтом, актуальным для нас. Выбираем вариант:

— От конфликта нельзя отмахнуться, его можно только разрешить. Однако это трудно. Нужно думать, объективно оценивать свои и чужие поступки, искать первопричину… А как это сделать, если страсти кипят и переполняют негативные эмоции?

— Ребята, сейчас мы с вами проведём тренинг «Ассоциации» (см. приложение), дающий возможность предотвращать конфликтную ситуацию, не давать возможности разгораться негативным эмоциям.

-Важно отметить, что ассоциации были выражением определенного эмоцио нального состояния, вызванного словом «конфликт». Для того чтобы управлять и конструктивно разрешать конкретный конфликт, необходимо прислушаться к своему эмоциональному состоянию и дать своим чувствам остыть, поразмышлять о причинах конфликта.

— Что происходит очень важное в эпизоде ссоры двух господ с Влади­ миром Дубровским. (Он становится разбойником.)

Вспомните, что мы говорили на прошлых уроках о дворян­ ской чести, об отношении Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский — истинный дворянин? (Можем, он защищает честь своего рода)

— Что же заставило Владимира — родовитого дворянина — стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца.)

— Давайте разберемся: месть — это благородное чувство? Как мы определяли это раньше? (Месть — это зло.)

Как Маша дала понять, каким должен быть истинный дворя­ нин? (Она не пошла с Дубровским ,когда вышла замуж за князя, осталась с мужем, верна долгу.)

СНОГСШИБАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДЛЯ ТВОИХ РЕСНИЦ
10 часов назад
МУЖ БРОСИТ ПИТЬ НАВСЕГДА, ПРОСТО ДАЙТЕ ЕМУ ЭТО...
8 часов назад

Значит, пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял раз­ бойничью шайку, он был в разладе с самим собой — конфликт был внутри его души , он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову — даже не столько ему, — сколько многим дру­ гим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дуб­ ровского.

— Зачем же об этом рассказывать, ведь это остается за рамка­ми романа? (В детстве и юности формируется характер, закла­ дываются его основные черты.)

Какой же характер сформировался у Владимира Дубровско­го? Что повлияло на него, каким он предстает перед нами ?

— Развивается ли его характер дальше в романе или остается неизменным? (Развивается, возникают внутренние противоречия).

— Дает ли автор портрет Владимира Дубровского? Это портрет какого Дубровского? Почему Пушкин дает портрет Дубровского- разбойника, а не молодого человека, приехавшего из Петербурга?

Посмотрите внимательно, дает ли этот портрет индивиду­альное представление о характере Дубровского или это описание — ирония автора?

— Почему Пушкин не придает особого значения описанию внешности героя? (Конфликт внутренний, поэтому важны мысли и поступки героя, а не его внешность).

Итак, делаем вывод : в образе Владимира Дубровского Пуш­ кин воплотил свое представление об истинном дворянине — поло­жительном герое. Он провел его через сложные испытания собст венной совестью, через внутренние противоречия и показал, что от­ ступление от Долга и Чести не принесет никогда успеха и счастья.

III . Домашнее задание: 1. домашнее сочинение на тему «Разговор с Троекуровым », «Разговор с Владимиром Дубровским».

2. Из текста романа «Дубровский» выписать слова, не употребляющиеся в современном русском языке.(домашнее задание делается на выбор, по желанию учащегося)

Учитель: Эмоциональное напряжение, возникающее в конфликте, тесно связано с мышечным напряжением. Представьте себе лицо человека в конфликтной ситуации. Его скулы напряжены, зубы стиснуты, между бровями пролегли верти кальные складки. Как мы можем ожидать от него гибкого поведения, если он зако ван в жесткий каркас напряженных мышц? Человек — существо целостное. Эмо циональное напряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот. Поэтому через расслабление мышц можно добиться снижения эмоциональной напряженности в конфликте.

Далее на фоне музыки следуют формулы для релаксации. Когда группа по гружается в расслабленное, комфортное состояние, учитель говорит следующий текст:

-Представьте перед вашим внутренним взором расшитый узорами тяжелый, театральный занавес. Он медленно раздвигается.. Вы увидите пьесу о вашей жизни. На сцене вы видите знакомых людей в конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу из зрительного зала, а среди людей на сцене узнаете себя. Вы слышите голо са. О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду. Если она вам не нра вится, вы можете переодеть всех в костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни; Вы — режиссер. Вы — ее главный герой. Перенесите сцену на экран телевизора. Представьте ее в черно-белом изображении. Теперь — в цветном изображении. Выключите звук. Теперь участники пьесы в полном безмолвии жестикулируют. Понаблюдайте за их позами, движениями.

Замедлите их темп. Теперь увеличьте до максимума. Попробуйте прибли зить их лица и рассмотреть их крупным планом. Через некоторое время вы вклю чаете звук и слышите слова главного героя — себя. О чем вы говорите? Ваше поле внутреннего зрения задвигается тяжелым театральным занавесом. Экран тускнеет. Некоторое время на нем остается светящаяся точка. Затем исчезает и она. — Что помогало, что мешало выполнению упражнения?

( Упражнение помогает обратить внимание на то, как изменяется эмоциональное состояние после упражнения, как изменяется отношение к реальному конфликту, человеку- стрессору.)

Учитель: В фокусе нашего внимания — конфликт. Когда мы говорим это сл ово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств, образов. Мы все слышали о конфл икте. Давайте, исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии челов ека. Тот, кто поймает мяч, должен сказать, с чем ассоциируется для него слово «к онфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?

После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести модификации тренинга . — Если конфликт — это музыка, то какая? — Если конфликт — это погода, то какая? -Если конфликт — это животное, то какое? -Если конфликт — это человек, то какой? И т. п.

Далее учитель просит учащихся встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом» (образом конфликта), |прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется.

UNTOXIC УНИЧТОЖАЕТ ПАРАЗИТОВ И ВОССТАНАВЛИВАЕТ ОРГАНИЗМ
8 часов назад
КАК УСИЛИТЬ ЯРКОСТЬ ОРГАЗМА ДО 10 РАЗ
9 часов назад

Читайте также