Из истории русской поэзии Серебряного века статья 9 футуристы. Владимир Маяковский. Игорь Северянин. Велимир Хлебников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Корчикова Софья Леонидовна

Неолексикон В. Маяковского и поэтов-футуристов в сопоставительном аспекте: проблема идентичных неологизмов

КАК Я ПОХУДЕЛА НА 30КГ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНЕРОВОК
8 часов назад
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖИРА С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
6 часов назад

Традиционное и новаторское в лексической регулятивности на уровне высказывания в поэтическом дискурсе футуристов

Текст научной работы на тему «Из истории русской поэзии Серебряного века статья 9 футуристы. Владимир Маяковский. Игорь Северянин. Велимир Хлебников»

ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА

© С.Л. Корчикова, 2000

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Статья 9

ФУТУРИСТЫ. ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ. ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН. ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ

«Дорогой друг и храбрый авиатор Вася! Приезжай скорей в Москву, чтобы ударить с новой силой. «Сарынь на кичку!»1. Пора. Прибыли и записались новые борцы — Володя Маяковский и Алексей Крученых. Эти двое очень надежные. Особливо Маяковский, который учится в школе живописи вместе со мной. Этот взбалмошный юноша — большой задира, но достаточно остроумен, а иногда сверх. Дитя природы, как ты и мы все. Увидишь. Дикий самородок горит самоуверенностью. Рвется на пьедестал борьбы за футуризм. Необходимо скорей действовать. Бурно! В Питере гремит Игорь Северянин. Слыхал? Вези «Разина». Торопись. Лети курьерским. Давид Бурлюк».

Так писал осенью 1913 года один из пламенных энтузиастов нового направления в литературе и живописи художник и поэт Давид Бурлюк другому энтузиасту — одному из первых русских летчиков, конструктору первого в России глиссера, специалисту по сельскому хозяйству, поэту, художнику, редактору и актеру в одном лице — Василию Каменскому.

Вскоре после встречи в Москве состоялось «боевое крещение»: на Кузнецком мосту появились, медленно и важно шагая и читая стихи, трое необычно одетых молодых людей с деревянными ложками в петлицах: Каменский в парижском костюме цвета какао, обшитом золотой парчой, с нарисованным на лбу самолетом; Бурлюк в сюртуке, желтом жилете с серебряными пуговками и в

цилиндре, с нарисованной на щеке собачкой, которая шевелила хвостиком, когда он говорил; Маяковский в кофте апельсинового цвета. Когда толпа любопытных плотно обступила поэтов, Бурлюк рявкнул: «Перед вами гениальные поэты-новаторы, футуристы: Маяковский, Каменский, Бур-люк. Мы открываем Америку нового искусства». Под свист, хохот, возмущенные возгласы и аплодисменты все трое с невозмутимыми лицами читали свои стихи, говорили о новом искусстве, отвечали на вопросы, вызывая к себе все больший интерес.

Окрыленные успехом, поэты повторили поход на другой день, и очень скоро это вылилось в ежедневные шествия. Футуристы появлялись на улицах, площадях, в ресторанах, кафе, пивных, трактирах, в театрах, на вокзалах — везде, где были люди, и интерес к ним возрастал.

11 ноября 1913 года состоялось первое выступление футуристов в Политехническом музее, куда ломилась огромная толпа, с которой не могла справиться полиция. Вечер вел Маяковский, мгновенно отражая остроумными и меткими ответами нападки публики, которая то свистом, то аплодисментами встречала стихи разных поэтов и доклады о новом искусстве — Маяковского «Достижения футуризма», Бурлюка «Пушкин и Хлебников».

КАК СБРОСИТЬ ОКОВЫ ЛИШНЕГО ВЕСА НАВСЕГДА
9 часов назад
ЭФФЕКТИВНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ УДАЛЕНИЕ ЛЮБЫХ ПЯТЕН
7 часов назад

Вскоре после этого вечера начинается победное шествие футуристов по городам России: Харьков, Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Николаев, Казань, Самара, Тбилиси, Минск, Ростов-на-Дону, Баку, Саратов.

Обо всем этом вспоминает в своей книге «Жизнь с Маяковским» (1940) Василий Каменский (1884-1961).

Кто такие футуристы и чего они хотели?

Слово «футуризм» происходит от латинского слова «Мигит» (будущее). Новое те-

1«Сарынъ на кичку!» — возглас волжских разбойников при нападении на речное судно, приказание экипажу (или бурлакам) отправляться на нос, чтобы не мешали грабить. Сарынь (обл., калм.) — толпа, сброд, матросня. Кичка — нос судна. Бурлюк употребляет это выражение как «разбойный» клич, собирающий команду единомышленников.

чение в искусстве с таким названием пришло к нам из Италии (там оно возникло в 1909 г.) и объединило молодых поэтов и художников устремлением в будущее, желанием создать новые формы в искусстве и сделать его достоянием масс. Хлебников дал футуристам название — «будетляне».

Горя жаждой новизны и стремлением «всколыхнуть болото», молодые и задорные люди провозглашали: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузми-ным, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным», — так писали они в Манифесте 1912 г. «Пощечина общественному вкусу». Отрекаясь от традиций, футуристы разрушали ритм стиха, отказывались от точной рифмы, иногда от знаков препинания, изобретали новые слова, бросая тем самым вызов и Золотому, и Серебряному веку.

А в отношениях с публикой они нередко нарушали этические нормы, намеренно поражая и возмущая ее скандальными выходками. Например, в кабачке богемы «Розовый фонарь» Маяковский с художниками Ларионовым и Гончаровой устроили веселый дебош с битьем графинов и бутылок, и Маяковский читал свое знаменитое «Нате!»

. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется —

я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.

Невзирая на оглушительный свист, поэт радостно кричал: «Еще! Еще! Дайте насладиться идиотами!»

Можно также представить себе реакцию публики на выступления Василия Каменского с чтением поэмы «Степан Разин»:

ЭТО КАКОЕ-ТО ЧУДО! КАК Я ОСВОБОДИЛАСЬ ОТЛИШНЕГО ВЕСА И СТАЛА СЧАСТЛИВОЙ
10 часов назад
НИКОГДА ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛА СВОЮ КОЖУ ТАКОЙ СИЯЮЩЕЙ, КАК ПОСЛЕ...
8 часов назад

Читайте также