Футуризм (будущее) – одно из самых популярных литературных направлений в России начала XX века. Это движение в прямом смысле ознаменовало революцию в мировом искусстве: футуристы не признавали классические традиции и старые нормы, в противовес проповедуя нигилистическое отрицание.


Основная черта футуристов – урбанизм и направленность к будущему
Из статьи вы подробнее узнаете об этом явлении в литературе.
История футуризма
Вопреки многим заблуждениям, футуризм зародился не в России, а в Италии. Датой основания направления считается 20 февраля 1909 года, когда итальянский литератор Томмазо Маринетти опубликовал в парижской газете «Фигаро» произведение «Манифест футуризма». В своей работе Маринетти призывал разрушать библиотеки и музеи, бороться против морализма. Причем публицист, будучи последователем идей Бенито Муссолини, видел много общего в фашизме и футуризме.
Произведение Маринетти «Манифест футуризма»
В России это направление зародилось немногим позже, сразу после публикации в 1910 году сборника Гумилева «Садок судей», и очень быстро получило развитие. В немалой степени это направление повлияло на развитие русского языка и принесло много изменений: менялся строй предложения, появлялись новые речевые обороты, корнесловия и многое другое.
Несмотря на антибуржуазную направленность футуризма, советская власть негативно восприняла его представителей, и движение постепенно начало распадаться.
Окончательно футуризм как движение исчез в СССР в конце 1920 годов
Многие писатели эмигрировали из страны – в их числе Илья Зданевич, Игорь Северянин, Давид Бурлюк и другие. Владимир Маяковский застрелился в 1930 году.
Задача и суть этого направления
Как и было сказано, футуризм – полное отрицание рамок, норм и условностей. Футуристы стремились выразить свое мировосприятие и понимание всего происходящего любыми удобными для себя способами, наплевав на опыт предшествующих поколений: «теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».
Вы скажете, что любое авангардистское течение было против классицизма? Да, так и есть. Но футуристы делали это крайне радикальным образом, выступая против любых литературных рамок и стремясь к искусству будущего. Сам Маринетти толковал задачу футуризма следующим образом: «ежегодно плевать на алтарь искусства».


Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.
В чем суть футуризма?
Течения русского футуризма
Основной успех футуризма в России был связан с нестабильной общественно-политической ситуацией в стране. Идеями Маринетти вдохновились молодые поэты-авангардисты, которые стали образовывать различные течения:
- Кубофутуристы. К популярным авторам-кубофутуристам относились братья Бирлюки, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и другие. Именно кубофутуристы добились наибольшего успеха. Сама форма и звучание слова значили для представителей движения больше, чем его содержание. Отсюда следует отказ от предлогов, образование неологизмов и многое другое.
- Эгофутуристы. Помимо футуристического стиля письма, эгофутуристам было присуще частое использование новых иностранных слов, себялюбие и рафинированность (очистка) ощущений. Лидером эгофутуристов был Игорь Северянин, но спустя время это место занял Иван Игнатьев. Позже к движению примкнули Петр Ларионов, Георгий Иванов и другие.
- «Мезонин поэзии». В 1913 году московские эгофутуристы образовали объединение «Мезонин поэзии». Вдохновителем группы был Вадим Шершеневич. Также из поэтов сюда входили Лев Зак, Борис Лавренев, Сергей Третьяков и другие молодые поэты начала XX века. Движение распалось в конце 1913 года. Участники объединения выпустили несколько альманахов: «Пир во время чумы», «Вернисаж» и некоторые сборники.
- «Центрифуга». Это движение образовалось в 1914 году, продолжало свою деятельность до 1922 года. Главная особенность московской футуристической группы была в том, что при написании лирического произведения ее представители могли перенести центр внимания со слова на синтаксис и интонационные структуры – т.е. в своих работах органично совмещали футуризм и опору на опыт и традиции.
Каждое из этих течений называло себя представителем истинного футуризма и считало свою роль главенствующей – все это приводило к постоянной вражде между группировками. Но даже так порой они сближались, а некоторые и вовсе переходили из одной группы в другую.
Русский и итальянский футуризм: сравнение
Русский футуризм больше литературный, чем итальянский. Нет, это не означает, что в художестве он не получил распространения, ведь было много популярных работ, чего стоит Михаил Ларионов. Но именно в литературе футуризм нашел наиболее широкое распространение.
В идеологии между русскими и итальянскими авангардистами тоже были большие отличия. Так, в Италии воспевали милитаризм, а основателя направления Маринетти часто обвиняли в шовинизме и называли женоненавистником. К тому же, позже он примкнул к числу последователей фашизма.
В России же футуризм носил антибуржуазную направленность, а его представители (например, Маяковский, Хлебников и Кандинский) поддерживали Октябрьскую революцию.
Они стремились развивать литературу в революционном духе
Представителям русского футуризма не нравилось, когда их сравнивали с итальянским направлением и называли это направление детищем Маринетти. Напротив, они считали, что во многом превосходят итальянских авторов и самого основателя футуризма.
Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной, и теперь вы больше знаете о футуризме. Это движение оказало огромное влияние на развитие мирового искусства начала XX века, а работами популярных художников и поэтов-футуристов мы наслаждаемся до сих пор.
Дополнительная информация о русском футуризме в литературе в видео:

